Первые слова ребенок произносит в возрасте около года, и родители ожидают, что к двухлетию у малыша обогатится словарный запас, сформируется связная речь из предложений в 2-4 слова. Но так складывается не всегда, и если в 2 года малыш не разговаривает, рекомендуется не пускать дело на самотек. Необходимо выявить причины и начать активные занятия.
Как развивается речь
Развитие речи ребёнка происходит в несколько этапов:
- довербальный (от рождения до годика), во время которого младенец прислушивается к речи близких, следит за артикуляцией, пытается воспроизводить услышанные звуки, включается в диалог (с полугодовалого возраста);
- возникновение речи (с годика до трех лет), когда у ребёнка формируется связь между словами и объектами, действиями, признаками, которые они обозначают, в этом возрасте он учится свободно понимать речь и отвечать предложениями;
- развитие речевого общения (от 3 до 7 лет), на этом этапе осваиваются абстрактные понятия, расширяется словарный запас.
С первых дней жизни ребенка родителям и другим родственникам следует говорить с ним не сюсюкая, не коверкая слова. Артикуляция должна быть четкой, малышу важно видеть и запоминать, как движутся губы, язык при произношении слов.
Мнение врачей:
Многие врачи отмечают, что отсутствие речи у ребенка в два года может быть связано с различными факторами. Одной из основных причин является индивидуальное развитие: некоторые дети начинают говорить позже, чем их сверстники, и это может быть нормой. Однако, если ребенок не проявляет интереса к общению, не использует жесты или мимику, это может указывать на более серьезные проблемы, такие как нарушения слуха или аутизм.
Специалисты рекомендуют родителям активно участвовать в обучении речи, используя игры, песни и чтение книг. Важно создать вокруг ребенка языковую среду, где он будет слышать и видеть, как другие общаются. Если в течение нескольких месяцев не наблюдается прогресса, стоит обратиться к логопеду или детскому психологу для более детальной оценки и рекомендаций. Раннее вмешательство может значительно помочь в развитии речевых навыков и улучшении коммуникации.
https://www.youtube.com/embed/ElLP6MSaHCI
Как распознать проблему
Почему важно внимательно следить, как развивается речь малыша? Это один из маркеров, помогающих своевременно диагностировать проблемы в его развитии.
Обязательно проконсультируйтесь с врачами, если:
- новорожденный не реагирует на громкие звуки и материнский голос;
- в 2-4 месяца младенец не отвечает улыбкой и поворотом головы при контактах с близкими людьми, не гулит;
- в 9-12 месяцев не лепечет или малоактивен в вербальном общении;
- в возрасте старше года не умеет произносить слоги, не может указать на названный предмет или картинку;
- в 1,5 года не отзывается на свое имя, не в состоянии произносить простые слова;
- в 2 года полностью отсутствует речь либо она невнятная и односложная;
- в 3 года словарный состав включает менее тридцати слов, ребенок путает окончания.
Важно на раннем этапе выявить патологию и начать лечение, либо скорректировать программу обучения малыша речевым навыкам, если причина задержки речевого развития не требует медицинского вмешательства.
Причины задержки развития речи
В число неврологических проблем входят:
- недоразвитие либо поражение мозга и/или ЦНС в ходе внутриутробного развития, в процессе либо после родов;
- хронические заболевания матери, вредные привычки;
- длительный токсикоз, угроза выкидыша у матери;
- гипоксия плода;
- употребление матерью во время беременности и лактации противопоказанных лекарств, в том числе антибиотиков;
- родовая травма;
- недоношенность или переношенность;
- инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы младенца.
Физиологические причины. К ним относится:
- врожденные либо приобретенные проблемы со слухом;
- недоразвитие речевого аппарата (недостаточное развитие лицевых и челюстных мышц служит причиной нарушения артикуляции).
Задержка интеллектуального развития. На темпах развития ребёнка, в том числе на становлении речи, сказываются генетические патологии.
Генетическая предрасположенность. За речевую деятельность отвечают определенные клетки нервной системы, по наследству может передаться склонность к их медленному росту.
Аутизм. Нарушение развития головного мозга так же оборачивается задержкой речи, отказом ребенка от общения.
Если здоровый, физически развитый ребенок в 2 года еще не разговаривает либо очень плохо говорит, причины имеют социальный характер:
- родители не уделяют времени малышу, не общаются с ним;
- из-за гиперопеки у ребёнка отсутствует потребность в речевом общении – ему достаточно показать жестом на желаемое или начать капризничать;
- неблагоприятная обстановка, стрессы, испуг;
- госпитализация в отрыве от мамы;
- билингвизм (использование двух и более языков в семье);
- негативное отношение к речи из-за упрямства и независимости характера, почему ребенок «из принципа» не реагирует на попытки взрослых заставить его говорить, повторять слова или отвечать на вопросы;
- накопление словарного запаса – такие дети молчат до 2-3 лет, а затем сразу начинают говорить развернутыми предложениями.
https://www.youtube.com/embed/OyeUK1EJ_yE
Опыт других людей
Многие родители беспокоятся, если их двухлетний ребенок не говорит. Важно понимать, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Причины молчания могут быть разнообразными: от индивидуальных особенностей до возможных задержек в развитии. Некоторые дети могут просто быть более наблюдательными и предпочитать воспринимать информацию, а не произносить слова.
Психологи рекомендуют не паниковать, а создать благоприятную языковую среду. Чтение книг, пение песен и активное общение с ребенком могут значительно помочь в развитии речи. Также стоит обратить внимание на то, как ребенок воспринимает информацию: если он понимает команды и реагирует на них, это хороший знак. В случае серьезных сомнений лучше обратиться к специалисту, который сможет оценить ситуацию и дать рекомендации. Главное — поддерживать ребенка и не сравнивать его с другими, ведь каждый шаг в развитии важен.
Действия родителей
Что делать, если вас беспокоит отсутствие внятной речи у ребёнка в 2-2,5 года? В первую очередь обратитесь к врачам, чтобы исключить физиологические и неврологические причины.
В случае, когда с физическим здоровьем ребёнка все благополучно, постарайтесь создать благоприятные условия для того, чтобы малыш стал активнее разговаривать. Неврологи и логопеды отмечают, что современные дети в среднем позже начинают хорошо говорить по сравнению с поколением, родившимся 10-15 лет назад. Поэтому можно просто подождать, пока малыш не станет немного постарше.
Почему многие сегодняшние дети в 2 года плохо говорят? Это происходит из-за того, что родители стали меньше разговаривать с малышами, занимают их развивающими играми на компьютере, мультиками.
Если у вас есть желание научить своего ребёнка хорошо говорить, потребуется:
- обойтись без акустического фона в квартире в виде включенного телевизора или радио;
- ограничить время на просмотр малышом мультиков и игры на компьютере;
- больше общаться с малышом;
- делать с ним специальные логопедические упражнения;
- поставить ребёнка в такие условия, чтобы ему требовалось использовать вербальное общение;
- развивать мелкую моторику.
Комплексный подход позволит научить малыша связной речи, наладить дикцию, если он плохо выговаривает слова.
Работаем пальчиками
Давно установлено существование связи между работой пальцами рук и развитием речи малыша. Ребенок раньше начнет говорить, если с полугодовалого возраста развивать его мелкую моторику. Ему необходимо трогать предметы с различной фактурой, перебирать крупные бусины или пуговицы, делать колбаски и шарики из пластилина, завязывать шнурочки или узелки и т.д. – подбирайте занятия, соответствующие возрасту малыша.
Хочешь получить? Попроси!
Если малыш плохо говорит, ему необходимо как можно больше практиковаться. Заставляйте ребёнка вербализировать свои просьбы и пожелания – рекомендуется делать вид, что не понимаете его жестов и мимики. Помогайте ему расширить словарный запас, всегда старайтесь вывести на диалог.
Обучающие методики
Научить ребёнка хорошо говорить помогут уроки, которые родителя должны проводить ежедневно:
- Игры с картинками. Выберите несколько красочных иллюстраций и каждый день показывайте их малышу. Указывайте на объекты, которые изображены на картинках, и четко произносите их названия («это – кошка», «это – домик»). Потом просите повторить слова или спрашивайте «что это?», показывая на картинку. Но не настаивайте на непременном ответе – излишний нажим на ребенка может обернуться отказом от общения.
- Кукольные спектакли. Используя пальчиковых кукол, подготовьте короткие инсценировки с понятными для малыша словами. Следите, чтобы при показах текст был одинаковым. Иногда «забывайте» слова, чтобы вызвать у малыша желание подсказать.
- Использование стихов, песен, потешек. Выучите или читайте крохе простые веселые стихи, лучше всего такие, где предусмотрен диалог. Задача – спровоцировать малыша отвечать или вставлять «забытые» слова. Больше читайте и пойте песенки – крохе важно слушать речь с правильным произношением слов.
Обучающие мультфильмы и игры
В Интернете и на прилавках магазинов можно найти ярки, музыкальные игры и мультфильмы, которые помогут научить малыша произносить звуки и слова, расширить его словарный запас. Но не надо делать из видео- и компьютерного материала основную обучающую базу для ребенка, который не хочет говорить – это лишь вспомогательный инструмент.
Упражнения для развития речевого аппарата
С малышом старше года полезно делать артикуляционную гимнастику, особенно если он плохо разговаривает:
- губы складывают трубочкой и дуют – сначала слабо, потом сильно;
- высовывают язык и водят им из стороны в сторону;
- помыв ручки, берутся за высунутый язык обеими руками и тянут его вниз (помогает растянуть короткую уздечку);
- цокают языком, меняя темп;
- проводят кончиком языка по небу вперед, к зубам, а затем быстро прячут язычок;
- надувают щеки и резко выпускают воздух через губы, сложенные трубочкой;
- стараются достать нос кончиком языка;
- чистым пальчиком несколько раз быстро-быстро проводят по губам сверху вниз, сопровождая действие голосом (должно получиться «брррр»), потом это же действие повторяют с кончиком расслабленного языка (поможет адаптировать язык к произношению звука «р»).
Новые впечатления
Важно не просто выполнять упражнения и научить малыша, который пока плохо разговаривает, правильно произносить большое количество слов. Необходимо вызвать в нем желание вербально общаться – в этом случае он станет охотно осваивать сложные речевые конструкции, активно пополнять словарный запас.
Для этого знакомьте ребенка с новыми для него местами и объектами, участвуйте в мероприятиях, о которых ему захочется рассказать. И старайтесь как можно больше общаться с малышом.
Частые вопросы
Почему ребенок не говорит в 2 года причины?
Если ребёнок в 2 года ничего не говорит, это признак задержки речевого развития. Если двухлетний ребёнок не говорит, частыми причинами могут быть: нарушения слуха, артикуляционного аппарата, неврологические и генетические проблемы, недостаток живого общения, избыток экранного времени и гаджетов.
Как понять что ребенок отстает в развитии в 2 года?
Задержку речевого развития, Проблемы с моторикой и координацией движений, Трудности в социальном взаимодействии, Низкую академическую успеваемость, Отсутствие интереса к играм и игрушкам соответствующего возраста.
В каком возрасте нужно бить тревогу Если ребенок не говорит?
Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу. В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения.
Что должен уметь ребенок в 2 года невролог?
Ходить на цыпочках без помощи взрослого, Стоять на одной ноге непродолжительное время, Прыгать, Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила, Открывать двери, Откручивать и закручивать крышки, Нанизывать на шнурок крупные бусины, Ещё
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на развитие других навыков. Если ваш ребенок не говорит в два года, это не всегда означает наличие проблемы. Проверьте, как он справляется с другими аспектами развития, такими как моторика, социальные навыки и понимание речи. Это поможет вам понять, есть ли необходимость в дополнительной помощи.
СОВЕТ №2
Создайте языковую среду. Окружите ребенка речью: читайте ему книги, описывайте свои действия и задавайте вопросы. Используйте простые слова и фразы, чтобы стимулировать его интерес к общению. Это поможет развить его словарный запас и понимание языка.
СОВЕТ №3
Обратитесь к специалисту. Если вас беспокоит отсутствие речи, не стесняйтесь проконсультироваться с логопедом или педиатром. Они могут провести оценку и предложить индивидуальные рекомендации, которые помогут вашему ребенку развиваться в комфортном для него темпе.
СОВЕТ №4
Не сравнивайте своего ребенка с другими. Каждый ребенок развивается в своем темпе, и сравнения могут вызвать ненужный стресс как у вас, так и у ребенка. Сосредоточьтесь на его уникальных достижениях и поддерживайте его в процессе обучения.