Гаджеты прочно вошли в жизнь детей и взрослых. Они используются в работе и учебе, на отдыхе. Все больше времени человек проводит, уткнувшись в телефон или планшет. Они заменили прогулки, подвижные игры и бумажные книги.
Продолжительное пребывание в гаджетах с раннего возраста необратимо истончает кору мозга и замедляет умственное развитие. Это подтверждают исследования американских, канадских, российских и корейских ученых. В итоге ухудшается память, сон и зрение. Дети хуже учатся и становятся раздражительнее. Давайте рассмотрим подробнее, в чем заключается негативное влияние гаджетов на развитие ребенка.
К чему приводит чрезмерное увлечение гаджетами
1. Смешение реальностей. Дети перестают отличать виртуальный мир от реального. Это вызывает страхи, проблемы с учебой и мотивацией, отсутствие коммуникативных навыков;
2. Зависимость от гаджетов приводит к тому, что у детей пропадает интерес к жизни, обучению и хобби. Падает успеваемость в школе. Подростки ничем не хотят заниматься и развиваться;
3. Задержка в развитии моторных навыков. В итоге дети не умеют вырезать из бумаги, собирать пазлы и кубики, делать аппликации, лепить из пластилина и даже завязывать шнурки;
4. Многие дети прячутся в виртуальном мире из-за отсутствия заботы, внимания и любви со стороны родителей. Они становятся замкнутыми, остаются наедине со своими проблемами.
5. Появляется агрессия и жестокость, раздражительность и повышенная возбудимость. Нередко развиваются нервные и психические расстройства, синдром гиперактивности и дефицита внимания;
6. Смартфон или планшет негативно влияет на зрение ребенка. Яркие мерцающие экраны вредны для здоровья глаз. Они ухудшают остроту зрения, особенно если держать экран близко к себе. Глаза быстро устают, краснеют, появляется дискомфорт и слезоточивость;
7. Отстающая речь. Малыши учатся разговаривать путем общения с родителями, родственниками и другими детьми. Без регулярного и активного общения с реальными детьми наблюдается задержка в развитии речи. Малыши, зависимые от гаджетов, начинают говорить гораздо позднее сверстников;
8. Телефоны и компьютеры негативно влияют на формирование характера. Малыш учится манипулировать взрослыми, становится более капризным. Кроме того, он может получить вредный контент, который совсем не предназначен для детей;
9. Ухудшение сна. По мнению ученых, синий свет, который излучают телефоны, угнетает выработку гормона сна — мелатонина. Дети дольше засыпают, хуже и меньше спят. Исследовательская работа доказала, что час перед электронным экраном сокращает сон на 15,6 минут. А ведь здоровый и полноценный сон крайне важен для развития детей;
10. Снижает физическую активность. Дети, сидя на планшетом, телефоном или компьютером, перестают гулять и играть в подвижные игры, практически не двигаются и не дышат свежим воздухом. В результате падает иммунитет, и дети чаще болеют, ухудшается осанка. Они слабеют, набирают лишний вес. Нарушается вещественный обмен, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом и разными внутренними органами;
11. Излучение радиации. Конечно, мобильные телефоны и компьютеры дают не такое сильное излучение, как рентген или ультрафиолет. Но при продолжительном воздействии техника оказывает негативное влияние на ребенка. Растущий организм воспринимает излучение острее, чем взрослый.
Мнение врачей:
Многие врачи настоятельно рекомендуют ограничить использование гаджетов детьми. Во-первых, длительное время перед экраном может негативно сказаться на зрении, приводя к близорукости. Во-вторых, это способствует снижению физической активности, что увеличивает риск ожирения. Третья причина — влияние на психическое здоровье: чрезмерное время, проведенное в виртуальном мире, может вызывать тревожность и депрессию. Четвертая причина связана с нарушением сна, так как свет от экранов мешает выработке мелатонина. Пятая причина — ухудшение социальных навыков, так как дети утрачивают возможность общения лицом к лицу. Шестая причина — зависимость от технологий, которая формируется с раннего возраста. Седьмая причина — влияние на развитие мозга, так как активные игры и взаимодействия важнее для формирования нейронных связей. Восьмая причина — риск кибербуллинга, который может негативно сказаться на самооценке ребенка. Девятая причина — снижение концентрации и внимания, что затрудняет обучение. Десятая причина — влияние на эмоциональное развитие, так как дети могут не научиться распознавать и выражать свои чувства. Наконец, одиннадцатая причина — недостаток времени на творчество и игру, что критично для полноценного развития. Врачи подчеркивают важность баланса и рекомендуют родителям внимательно следить за временем, проведенным детьми с гаджетами.
Что говорят ученые
Ученые из Национального института здравоохранения США выяснили, что у детей, которые часто и долго используют гаджеты, навсегда меняется структура мозга. На протяжении десяти лет они следили за 11 000 школьников девяти-десяти лет. Сканирование показало, что мозг необратимо меняется, а его кора становится тоньше.
К неутешительным выводам пришли и ученые из Канады. Они наблюдали за 2 500 малышей двух-пяти лет. Они проводили за телефонами свыше 17 часов в неделю. В итоге у таких деток умственные способности развивались медленнее, чем у ровесников, которые не были так увлечены гаджетами.
Корейские ученые выяснили, что подростки, зависимые от гаджетов, чаще испытывают тревогу, депрессию и другие психические расстройства. Они хуже спят, сильнее подвержены стрессу и даже набирают лишний вес.
О негативном влиянии гаджетов на умственное развитие говорят и российские ученые. Так, эксперт по психодиагностике детей Жанна Сафиуллина заметила появления страхов и фобий, смешения реальности и ухудшения успеваемости в школе при чрезмерном увлечении смартфонами и компьютерами.
С какого возраста покупать телефон ребенку
Влияние гаджетов на детей изучают ученые из разных стран. Они ведут статистику, сколько малышей и с какого возраста начинают пользоваться смартфонами. Например, 75% американских детей до восьми лет уже владеют телефоном или планшетом либо и тем, и другим.
В Великобритании каждый третий школьник 8-16 лет пользуется собственным планшетом. При этом 87% детей используют гаджет для игр. В России у 28% малышей старше трех лет есть сотовые телефоны. Более подробные данные исследований вы найдете здесь.
Педиатры не советуют давать гаджеты малышам до двух лет. Но и после этого возраста важно отбирать контент и следить за временем. Детям 3-5 лет рекомендуется проводить за компьютером или смартфонам не дольше часа в день. Для ребят школьного и дошкольного возраста 6-18 лет — не дольше двух часов.
Не спешите покупать малышу электронный гаджет. Ведь он легко может обойтись без техники, и при этом также легко может “подсесть” на нее. В раннем возрасте малыш развивается по всем направлениям. И в то же время дошкольники склонны к скорому возникновению зависимости от интернета и даже игромании.
Опыт других людей
Многие родители обеспокоены влиянием гаджетов на развитие своих детей. В обсуждениях часто упоминаются 11 причин, по которым стоит ограничить использование технологий. Одной из главных причин является негативное воздействие на здоровье: длительное время перед экраном может привести к проблемам со зрением и нарушению сна. Также отмечается, что гаджеты могут снижать уровень физической активности, что в свою очередь влияет на общее состояние здоровья ребенка.
Кроме того, критики указывают на то, что чрезмерное использование технологий может затруднить развитие социальных навыков. Дети, погруженные в виртуальный мир, могут испытывать трудности в общении с ровесниками и взрослыми. Важно также учитывать, что гаджеты могут отвлекать от учебы, снижая концентрацию и мотивацию к обучению. Родители, обсуждая эти причины, стремятся найти баланс между использованием технологий и традиционными способами обучения и общения, чтобы обеспечить гармоничное развитие своих детей.
Как детям пользоваться смартфоном
Выбирайте детский контент, который подходит по возрасту. Следите за ребёнком, что он смотрит, во что играет и что делает. При разумном подходе гаджеты принесут пользу. Включайте малышу интерактивные развлечения, развивающие игры и приложения. Сократите объем развлекательных видео и игр, исключите насилие и негативный контент. Не оставляйте надолго кроху наедине с гаджетами.
Пользуйтесь планшетом вместе с детьми — рисуйте, выполняйте задания, играйте. Не выбирайте приложения с часто сменяющимися изображениями и яркими, неестественными цветами. Это отрицательно влияет на психику и зрение. Малыш становится возбужденным, капризным и агрессивным. Глаза быстрее устают.
Чтобы не навредить зрению, уменьшите яркость экрана и держите гаджет на расстоянии минимум 40 сантиметров. Не давайте играть в темноте и делайте гимнастику для глаз, старайтесь использовать естественное освещение. Чередуйте занятия на планшете с физической активностью. Делайте зарядку или гимнастику, играйте в активные игры каждые 20-30 минут.
Не давайте гаджеты перед сном. Устанавливайте четкий лимит времени и контролируйте малыша. Не давайте телефон, если малыш устроил истерику, если нужно чем-то занять детей. В первом случае, это скоро превратиться в манипуляции родителями. А во-втором отдавайте предпочтение играм на улице, рисованию, лепке, активным и развивающим занятиям.
Не используйте гаджеты для компенсации нехватки родительского внимания. И сами реже пользуйтесь телефоном при малыше. Помните, что вы — главный пример для детей. Выполняйте эти несложные рекомендации, и сможете снизить вред смартфонов и другой техники.
Гаджеты в школах
В мировой практике дети давно пользуются гаджетами в процессе обучения. Они ищут информацию, работают с видео, смотрят презентации, обсуждают задания в чатах. Теорию можно изучить дома, а на уроке выполнять практические упражнения. В период болезни школьники не пропускают материал. Да и учиться детям с использованием смартфона гораздо интереснее.
По мнению многих экспертов, стандартное изучение материала в школе устарело. От школьников требуют навыки, которые не пригодятся из-за ускоренного технологического прогресса. В некоторых школах уже ввели электронные дневники, даже родители общаются и решают вопросы в общих чатах. Это делает процессы удобными, эффективными и быстрыми.
В то же время, собственные смартфоны и планшеты мешают детям заниматься. Они отвлекают — школьники не могут сосредоточиться на уроках. Поэтому многие учебные заведения вводят запреты на использование телефонов. Гаджеты, например, складывают перед уроком в специальную коробку. А после занятия телефон можно взять обратно.
Отметим, что российские школы и сами ученики не готовы полностью переходить на подобное обучение. Как показывает практика, дети используют гаджеты для развлечения, а не для обучения. Трудно проконтролировать, чем школьник занимается в смартфоне. Он может параллельно с просмотром обучающего видео переписываться или играть.
Частые вопросы
Почему ребенку не нужно давать гаджет?
Детям до 3-х лет не рекомендуется вообще пользоваться гаджетами. Яркие быстро мелькающие картинки нарушают формирование зрительного аппарата, дают нагрузку незрелой нервной системе. Подмена общения с родными взрослыми на просмотр гаджетов нарушает формирование эмоциональных связей и ценностных ориентиров ребенка.
Что происходит с детьми которые много играют в телефон?
Меняется работа мозга. Мобильный вызывает высокую утомляемость и усталость. При удерживании внимания на экране происходит уменьшение количества морганий, и сухостью роговицы глаза. Пагубно на организм влияют электромагнитные волны. Конечно, аппараты всё лучше и лучше. Ещё
Чем занять ребенка вместо гаджетов?
Покажите своим детям, что существуют другие занятия, которыми можно заниматься в свободное время, помимо использования гаджетов. Например, проведите с детьми время на природе, займитесь спортом, почитайте книги, поиграйте в настольные игры, примите участие в культурных мероприятиях, других интересных активностях.
Как гаджеты влияют на детскую психику?
Влияние гаджетов на психику малыша Они вызывают сильные эмоции как реакцию на яркие картинки, перенасыщают зрение и слух, но не дают взамен необходимых осязательных ощущений. Малыш не может фантазировать, потому что ему уже предложен готовый формат игры. Игрок может получить позитивные эмоции без особых усилий.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Ограничьте время использования гаджетов. Установите четкие правила, например, не более одного часа в день, чтобы ребенок не терял интерес к активным играм и общению с окружающими.
СОВЕТ №2
Предложите альтернативные занятия. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, творчеством или чтением книг, чтобы развивать его навыки и интересы без использования технологий.
СОВЕТ №3
Создайте “безгаджетные зоны” в доме. Определите места, где использование технологий запрещено, например, в спальне или на кухне, чтобы поощрять общение и совместное времяпрепровождение.
СОВЕТ №4
Обсуждайте с ребенком влияние технологий. Проводите беседы о том, как гаджеты могут влиять на здоровье и развитие, чтобы он сам понимал важность ограничения их использования.