На десятом месяце детки крайне подвижны и активны. Многие уже встают на ножки и даже пробуют делать первые шаги. В этом возрасте можете заметить стремление к самостоятельности и проявление индивидуальности у ребенка. В статье мы рассмотрим особенности развития десятимесячного малыша. И узнаем, что должен уметь ребенок в этом возрасте.
Физиологические характеристики
За счет активности и движений темпы увеличения веса ребёнка слегка снижаются по сравнению с предыдущими месяцами. В этом возрасте малыш уже проявляет характер. Он может активно двигаться и лепетать или, наоборот, быть спокойным и сосредоточенно чем-то заниматься.
Физиологическое изменение и развитие ребенка в 10 месяцев проявляется в том, что у грудничка уже могут вырасти несколько зубиков. Как правило, это два верхних и два нижних центральных резца. Однако не стоит беспокоиться, если зубов еще нет. Они могут не появляться вплоть до годика.
Десятимесячный ребенок уже не лежит и не спит большую часть времени. Он активно двигается и ползает, самостоятельно садиться, играет, встает на ножки и начинает ходить. Поэтому он может слегка потерять, сохранить или прибавить совсем незначительную массу. Мальчик в среднем набирает 100-600 грамм. Девочка может прибавить 100-500 грамм.
Длина тела, наоборот, увеличивается примерно на полтора сантиметра. Средний рост и вес малыша составляет 8-11 кг и 67-76 сантиметров. Кстати, чем выше малыш, тем он быстрее прибавляет в массе тела. Как вычислить конкретный вес и рост ребенка в 10 месяцев, смотрите здесь.
Мнение врачей:
Врачи отмечают, что в 10 месяцев ребенок должен демонстрировать значительные достижения в физическом и когнитивном развитии. В этом возрасте малыши обычно умеют ползать, а некоторые уже делают первые шаги, опираясь на мебель. Это время активного изучения окружающего мира, поэтому важно, чтобы ребенок мог самостоятельно сидеть и переворачиваться.
К тому же, специалисты подчеркивают, что в 10 месяцев дети начинают активно взаимодействовать с родителями и окружающими. Они могут подражать простым действиям, проявлять интерес к игрушкам и даже пытаться произносить отдельные слова. Социальные навыки также начинают развиваться: малыш может проявлять привязанность к близким и реагировать на их эмоции. Врачи советуют родителям поощрять эти навыки через игры и общение, что способствует гармоничному развитию ребенка.
https://www.youtube.com/embed/YmE1LurK9rM
Режим дня
В возрасте десяти месяцев малыши спят около восьми часов ночью и трех часов днем. Количество дневного сна сокращается до двух, каждый из которых длится 1,5 часа. В этом возрасте ребенок кушает пять раз, при этом большую часть рациона составляет прикорм. Тогда как на грудное вскармливание или смеси приходится только два приема пищи. Ночные кормления уже полностью исключаются. Малыш должен спать целую ночь.
Для каждого ребенка характерен свой режим. Кто-то любит вставать попозже, кто-то кушать побольше. Однако важно выстроить один график и соблюдать его каждый день. Это приучит малыша к дисциплине. Устойчивый график положительно скажется на здоровье и развитии крохи.
Соблюдение режима укрепит иммунитет и психику малыша. Ребенку будет легко вставать, адаптироваться в обществе, пережить стресс. Он не будет уставать и переутомляться. Это, безусловно, пригодится, когда он пойдет в детский сад и школу. Примерный режим для детей в десять месяцев содержит таблица ниже.
6:00-7:00 | Подъем, гигиенические процедуры и первый завтрак |
7:00-10:00 | Массаж, гимнастика или зарядка, прогулка |
10:00 | Основной завтрак |
10:30-12:00 | Первый дневной сон |
12:00-14:00 | Развивающие занятия и игры, при желании прогулка |
14:00-15:30 | Обед и игры |
15:30-17:00 | Второй дневной сон |
17:00-18:00 | Период бодрствования, активные игры |
18:00 | Ранний ужин |
18:30-22:00 | Спокойные игры и занятия, купание, массаж, прогулка |
22:00 | Второй ужин, подготовка ко сну и ночной сон |
Основные навыки и умения
- Понимает большинство фраз, которые обращены к нему, может выполнить несложные действия и просьбы. Например, ребенок должен уметь находить предметы и указывать на называемые вещи, ищет спрятанное изделие и т.д.;
- Огорчается или даже злится, если что-то не получается сделать самостоятельно;
- Проявляет недовольство и реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты и похвалу, просьбы “дай” и “возьми”;
- Пугается от громкого шума или неизвестных звуков;
- Самостоятельно поднимается на ноги и стоит у опоры. Некоторые малыши могут самостоятельно пройтись около стенки;
- Садится из положения стоя без поддержки и опоры, хорошо ползает на четвереньках;
- Берет и держит предметы в обеих руках, хватает вещи двумя-тремя пальчиками при помощи щипков. Одной рукой может держать ложку, двумя — чашку;
- Переступает ножками, держась за опору, пытается приседать в кроватке, встает и ходит внутри нее, держась за бортики;
- Слезает с дивана, кресла или кровати и забирается обратно;
- Закрывает и открывает дверцы шкафа, тумбочки, выдвигает ящики в столе или комоде;
- Подражает звукам, жестам и поведению взрослых или животных; повторяет слоги;
- Узнает и реагирует на знакомые мелодии, различает звуки телефона, телевизора, будильника и т.д.;
- Играет с игрушками по назначению. Например, катает машинки, строит пирамидку, бросает мяч и так далее. Малыш может сам себя занять игрой примерно на полчаса;
- Умеет использованием одного предмета достать другой. Например, пододвинуть палочкой игрушку;
- Осознанно разбрасывает игрушки и кидает вещи;
- При общении использует простые жесты. Машет рукой для приветствия или прощания, обнимает, протягивает руки и т.д.;
- Произносит простые слоги и короткие слова. Речь ребенка эмоционально окрашена. Особенно у малыша получаются повторяющиеся слоги, которые выстраиваются в слова, типа “мама”, “папа”, “баба” и пр.;
- Умеет привлекать к себе внимание при помощи лепета, голоса, жестов.
https://www.youtube.com/embed/70_yGTm4NXM
Опыт других людей
В 10 месяцев дети начинают активно познавать мир вокруг себя, и родители часто обсуждают, какие навыки должны быть у малыша в этом возрасте. Многие отмечают, что к этому времени ребенок уже может ползать, что открывает новые горизонты для его исследований. Также важно, чтобы малыш начал проявлять интерес к общению: он может издавать простые звуки и даже повторять некоторые слоги.
Некоторые родители акцентируют внимание на развитии моторики — ребенок должен уметь держать игрушки и передавать их из руки в руку. Кроме того, в этом возрасте малыши начинают осваивать навыки самообслуживания, например, могут пытаться есть самостоятельно.
Также часто упоминается важность эмоционального развития: дети начинают проявлять привязанность к родителям и могут испытывать страх перед незнакомыми людьми. Все эти навыки свидетельствуют о гармоничном развитии малыша и его готовности к новым этапам жизни.
Питание детей в 10 месяцев
Кормить ребенка в десять месяцев нужно пять раз в день. Для младенцев на ГВ грудное молоко становится дополнением к основной пище. Оно составляет до 25-30% ежедневной нормы объема еды. Деткам на искусственном вскармливании вместо грудного молока дают молочную смесь. За одно кормление малыш должен съесть примерно 200 грамм пищи.
Кормить грудным молоком или молочной смесью нужно в первый, самый ранний, завтрак, и в последний поздний ужин перед сном. При введении новых продуктов не забывайте делать паузу и следить за малышом. Ведь у грудничка может возникнуть пищевая аллергия и другая негативная реакция.
Разрешенные продукты и блюда | Норма в сутки | Норма за один прием пищи |
Грудное молоко или молочная смесь | 400 мл | 200 мл |
Каши (гречка, овсянка, рис, кукурузная каша) | 180-200 грамм | |
Фруктовое пюре | 100 грамм | 50 грамм |
Яичный желток | ½ штуки | ½ штуки |
Овощное пюре или суп-пюре | 150-200 грамм | |
Мясное или рыбное пюре | 50-80 грамм | |
Сок фруктовый или компот из сухофруктов | 50 мл | 100 мл |
Растительное или сливочное масло | 5 грамм | |
Кефир | 100 мл | 200 мл |
Творог | 50 грамм | 80-100 грамм |
Печенье | 30-50 грамм |
Отдельное внимание обратите на приготовление пищи. Продукты должны быть свежими, качественными и только после термической обработки. Сырые овощи и фрукты нельзя давать деткам до года. Кроме того, в блюда детям до года нельзя добавлять соль и сахар, специи и приправы.
Детям до трех лет запрещены маринады и соленья, покупные колбасы и сосиски, морепродукты и полуфабрикаты, кетчуп, майонез и различные соусы, грибы и жареные блюда. Компоненты нужно тушить, варить, запекать или готовить на пару. Приготовленное блюдо измельчайте и давайте в виде пюре, в том числе и супы.
Развитие и уход за ребенком
Важными в жизни малыша остаются гигиенические процедуры и купание, прогулки, физическое и умственное развитие. Гулять с малышом нужно два-три раза в день. Купание должно быть ежедневным, при этом время процедуры можно увеличить до получаса. Желательно каждый день делать массаж и проводить зарядку или гимнастику. Это укрепляет мышцы, усиливает иммунитет, поднимает настроение.
В качестве физических упражнений используйте приседания и стимулируйте ходьбу с поддержкой, сгибайте и разгибайте ножки, ручки ребенка. Чем больше малыш двигается, тем быстрее он начнет ходить. Каждое занятие выполняйте до 15 минут, чтобы сохранить интерес крохи к упражнениям.
Постоянно разговаривайте с ребенком, пойте песенки и учите потешки, носите кроху на руках, даже если тот уже ползает или пытается ходить. Все это положительно влияет на психическое и умственное развитие малыша, на эмоциональное состояние. Эксперты советуют уделять ношению на руках не менее часа в день. Причем делать это нужно не только маме, но и папе и другим близким родственникам, которые часто находятся с крохой.
Не забывайте постоянно целовать и обнимать малыша. Как показывает практика, при постоянном телесном и позитивном контакте в раннем возрасте детки вырастают более спокойными и уверенными в себе, психически и эмоционально устойчивыми. Они меньше капризничают и меньше стесняются, легче адаптируются и находят друзей, проще переносят стресс и разлуку с родителями.
В процессе игр и занятий отвечайте на лепет и поддерживайте разговор, употребляйте простые слова и предложения, говорите медленно, четко и понятно.
Используйте различные развивающие игры и занятия. В процессе не давайте больше двух-трех игрушек или предметов за раз, так как малыш не сможет сосредоточиться. Периодически меняйте игрушки и предметы на другие.
Игры и занятия с малышом
- Научите малыша показывать части тела. Это можно выполнить перед зеркалом или сидя друг напротив друга. В десять месяцев он уже может знать, где находится носик, глазки, ушки, ручки, ножки. Причем может показывать и на себе, и на маме;
- В десять месяцев можно начинать занятия по рисованию и лепки. Ребенку достаточно одного-двух небольших фломастера или баночек пальчиковых красок и кусочек пластилина. А вот целые большие наборы сейчас ни к чему, иначе кроха все просто раскидает. Из пластилина можно слепить колбаску или шарик, можно рисовать легкие фигуры и раскрашивать;
- Каждый день уделяйте время чтению и рассматриванию картинок в книжках. Читайте короткие сказки, выбирайте книги с яркими и красочными иллюстрациями;
- Развивать детскую моторику помогут различные крупы, макароны, горох или фасоль. Рассыпьте предметы на подносе, чтобы кроха перебирал их пальчиками. Можно порисовать на песке или муке;
- Аккуратно нацепите на одежду малыша легкие пластиковые прищепки. Пусть он снимает и отцепляет их. Это тоже развивает моторику пальчиков;
- Пусть ребенок бросает и катает мячик. Хоть он еще не умеет ловить предметы, такие действия развивают пространственное мышление и ловкость;
- Используйте ползание через препятствия. Попросите ребенка проползти под стулом, перелезть через обруч и так далее. В конце “трассы” придумайте какой-нибудь приз. Например, поставьте игрушку. Можно попросить ребенка догнать движущуюся машинку;
- На глазах ребенка запакуйте игрушку, а затем попросите распаковать бумагу. Аккуратно развернуть он не сможет, но сможет разорвать. Такие действия развивают зрительное и сенсорное восприятие, укрепляет моторику рук;
- Попросите малыша рассортировать предметы по размеру или по цвету. В возрасте десяти месяцев дети уже различают многие цвета и узоры. Причем малыши хорошо видят на любом расстоянии. А полноценное цветовосприятие формируется у детей уже в восемь месяцев. Изучайте цвета с использованием любимых фруктов и цветов, используйте эмоциональную привязку и ассоциации.
Предоставьте ребенку пространство для ползания. При этом следите за безопасностью и чистотой в помещении. И помните, если у малыша что-то не получается, это не повод ругать кроху. Крик, ругань может испугать ребенка, и у того отпадет желание что-либо делать. А более подробный календарь развития ребенка по месяцам до года вы найдете по ссылке https://vskormi.ru/children/razvitie-rebenka-po-mesyacam/.
Частые вопросы
Какие навыки должны быть у ребенка в 10 месяцев?
Хорошо ползать. Самостоятельно подниматься на ноги и стоять без поддержки. Повторять увиденные движения. Самостоятельно брать интересующие вещи, уверенно держать их любой рукой. Применять различные предметы.
Что должен уметь делать малыш в 10 месяцев?
Хорошо ползать, опираясь на колени и ладошки. Самостоятельно слезать с невысокой кровати или дивана, вставать на ноги, стоять, держась за мебель или стену, ходить с поддержкой взрослого за обе руки. Копировать движения взрослых. Умело держать в руках игрушки, бросать их и снова поднимать. Ещё
Что должен говорить ребенок в 10 месяцев?
К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). Ребенок 11-12 месяцев все чаще обращает внимание на лицо говорящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания. Слоги, входящие в лепет, становятся составными частями слов: ма-ма-ма – «мама».
Что должен уметь ребенок в 10 месяцев Комаровский?
Так, исследователи отмечают, что только что родившийся малыш может проплыть 1, 5 м, восьмимесячный ребенок может сидеть на движущемся велосипеде, а в возрасте 10 месяцев его можно обучать плаванию на животе и задержке дыхания.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Следите за физическим развитием ребенка. В 10 месяцев малыш должен уметь сидеть без поддержки, ползать и, возможно, вставать на ножки, держась за мебель. Создайте безопасное пространство для его активных игр, чтобы он мог свободно исследовать окружающий мир.
СОВЕТ №2
Развивайте мелкую моторику. Предлагайте ребенку игрушки, которые можно собирать, разбирать или перекладывать. Это поможет ему развивать координацию движений и укреплять пальчики, что важно для дальнейшего обучения.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на речевое развитие. В этом возрасте дети начинают активно имитировать звуки и слова. Читайте малышу книги, разговаривайте с ним, называйте предметы и действия, чтобы расширить его словарный запас и развить слуховое восприятие.
СОВЕТ №4
Создавайте социальные ситуации. В 10 месяцев ребенок начинает осознавать окружающих и проявлять интерес к другим детям. Устраивайте встречи с ровесниками, чтобы развивать его социальные навыки и учить взаимодействовать с другими.