Умение ребенка самостоятельно играть – показатель правильного развития, созревания мозга, взросления. В возрасте 3 лет малыш способен провести в среднем 40-60 минут за игрой без вовлечения в нее окружающих.
Почему важно научить ребенка играть самостоятельно, даже если члены семьи или няня способны уделять малышу внимание на протяжении всего дня? Умение занять себя игрой, самостоятельно найти развлечение, свидетельствует о личностном росте ребенка, это значимый этап формирования характера.
В процессе самостоятельной игры у малыша развивается:
- умение логически выстраивать процесс – одни действия влекут за собой другие по ходу развития сюжета игры (чтобы покормить куклу, следует приготовить еду, накрыть на стол);
- инициативность – постоянно приходится решать игровые задачи (если на пути машинки возникло препятствие, требуется придумать способ преодоления);
- настойчивость и терпение – желаемого результата не всегда удается достичь с первого раза (неустойчивая башенка из кубиков падает, фрагменты паззлов не сразу находят свои места).
Малыш, играющий активно и с удовольствием, пребывает в хорошем настроении, что позитивно сказывается на здоровье и психологическом состоянии. В процессе самостоятельной игры мозг ребёнка создает новые нейронные связи, что важно для развития. Умение сосредотачиваться на игре в дальнейшем поможет ребенку концентрироваться на чтении, учебе.
Причины нежелания малыша играть одному
Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок 2-3 лет отказывается играть самостоятельно, не умеет и не хочет занять себя, требует постоянного внимания.
Такая проблема возникает, если малыш испытывает дефицит внимания со стороны родных. Занятая своими делами мама практически не общается с малышом, хотя он постоянно при ней. Попытки оставить ребенка наедине с игрушками приводят к конфликтам, так как он воспринимает это как еще один шаг к отдалению.
Важно ликвидировать дефицит тепла, прежде чем приучать малыша играть самостоятельно. Хотя бы на полчаса в день ребенок должен получать маму «в безраздельное пользование» — ему требуется телесный контакт («обнимашки», почесывание спинки, игровой массаж «рельсы-рельсы» и т.д.). Ощущение любви и внимания дает малышу ресурс для самостоятельного познания мира.
Нежелание самостоятельно играть наблюдается и в семьях, где дети много времени проводят за просмотром мультфильмов и компьютерными игрушками. Ребенок младшего возраста быстро привыкает потреблять визуальную информацию, при этом умение фантазировать не развивается. А самостоятельная игра базируется на фантазии, умении создавать свой мир.
Еще одна причина отказа ребенка играть самому – чрезмерное количество игрушек, в том числе тематических, специализированных.
Результаты исследований, сколько на самом деле ребенку нужно игрушек, читайте здесь.
Готовый гараж или кукольный домик лишает малыша интереса к созиданию, а играть в ролевые игры в 2-3 года он еще не умеет. Стоит спрятать на время часть игрушек, оставив разноплановые (куклы, звери, машинки) и многофункциональные (кубики, конструкторы). Идеи, чем занять ребенка дома читайте по ссылке.
Мнение врачей:
Врачи отмечают, что обучение детей 2-3 лет играть самостоятельно является важным этапом в их развитии. В этом возрасте малыши начинают осознавать себя как отдельные личности и стремятся к независимости. Специалисты подчеркивают, что самостоятельная игра способствует развитию креативности, моторики и социальных навыков.
Педиатры рекомендуют создавать безопасную и стимулирующую игровую среду, где ребенок сможет исследовать и экспериментировать. Игрушки должны быть разнообразными и подходить по возрасту, чтобы поддерживать интерес малыша. Важно также давать ребенку возможность выбирать, чем играть, что способствует формированию уверенности в своих силах.
Кроме того, врачи советуют родителям постепенно уменьшать свое участие в игре, позволяя ребенку самостоятельно решать, как и с кем играть. Это не только развивает самостоятельность, но и помогает формировать навыки решения проблем и взаимодействия с окружающими. В конечном итоге, такие занятия способствуют гармоничному развитию личности ребенка.
https://www.youtube.com/embed/bPZHu7b9xXk
Полезные советы
Ребенку сложно научиться играть самому, особенно если он лишен возможности наблюдать за другими детьми и перенимать их поведение, копировать действия, участвовать в общих играх. Со стороны родителей требуется создать подходящие условия для игровой деятельности малыша и помочь ему научиться себя развлекать.
- Позаботьтесь о безопасности. В пределах игрового пространства исключено наличие незащищенных розеток, нагревательных приборов и т.д.
- Обращайте внимание малыша на то, что он — хозяин пространства для игр и хранения игрового имущества. Это даст ему ощущение «своего мира» и поможет сформировать ответственность за порядок. (Статья о том, как приучить убирать за собой игрушки)
- Дайте в распоряжении малыша разнообразные игрушки, но ограничьте количество предметов. Часть игрушек можно прятать на несколько недель, а затем возвращать – эффект новизны пробуждает интерес. Обязательно обеспечьте ребенку доступ к карандашам и бумаге, конструктору для малышей и т.д. – всему, что позволяет самостоятельно развлекаться.
- Участвуйте в играх малыша – ребенок не должен чувствовать, что он один. На первых порах потребуется плотное родительское участие, затем – периодическое. Важно проявлять интерес к тому, чем занят малыш – это поможет быть в курсе дел и настроений, аккуратно направлять деятельность.
Малыш в 2-3 года только учится заниматься осознанной деятельностью на протяжении продолжительного отрезка времени – от 30 минут и более. Родителям необходимо стимулировать его заинтересованность, иначе ребенок быстро бросит игру. С этой целью задавайте наводящие вопросы (куда поедет машинка? что делает зайчик, когда просыпается?), учите искать разные решения головоломок, совместно придумывайте новые игры.
Мотивация и подсказки – важный инструмент в приучении ребенка к самостоятельным играм. Обязательно хвалите за рисунки, поделки, собранные паззлы, постройки из кубиков или конструктора. Подсказывайте, дайте светы, чтобы игра не заходила в тупик – малыш быстро теряет интерес к занятию, если у него что-то не получается.
Приучайте ребенка к ролевым играм: в семью, в водителя и пассажиров, продавца и покупателей, разыгрывайте сюжеты сказок. Малыш, поняв принципы и сюжеты игр, реализует их, используя кукол и мягкие игрушки. Пробуждайте фантазию ребенка – предлагайте ему строить гаражи, домики, магазины из кубиков, конструктора, предметов обихода. Эти навыки помогут малышу быстро освоиться в ролевых играх с другими детьми.
Опыт других людей
Многие родители отмечают, что обучение детей 2-3 лет играть самостоятельно — это важный этап в их развитии. В этом возрасте малыши начинают осознавать себя как независимые личности, и игра становится не только развлечением, но и способом познания мира. Родители делятся, что предоставление ребенку возможности исследовать игрушки и заниматься творчеством без постоянного вмешательства взрослых способствует развитию его креативности и самостоятельности.
Некоторые эксперты подчеркивают, что важно создать безопасную игровую среду, где ребенок сможет свободно экспериментировать. Это помогает формировать уверенность в своих силах и учит решать проблемы. Однако, как замечают многие, важно находить баланс между самостоятельной игрой и совместными занятиями, чтобы поддерживать эмоциональную связь и развивать социальные навыки. В целом, родители согласны, что самостоятельная игра — это ключ к гармоничному развитию ребенка.
Заключение
Чтобы ребенок мог самостоятельно развлекаться, создайте подходящую обстановку. Прежде чем предложить поиграть, убедитесь, что малыш хорошо себя чувствует, не голоден, не перевозбужден.
Если ребенок старше 3 лет отказывается от самостоятельных игр, это повод обратиться к психологу для поиска и устранения причин.
Частые вопросы
В каком возрасте ребенок начинает играть самостоятельно?
Навык самостоятельной игры формируется у ребенка в 3–4 года. До этого возраста дети в силу особенностей развития не могут играть без участия взрослого, а те, кто может, делают это не дольше 10–15 минут, потом им требуется смена деятельности. То есть, если ваш двухлетка не играет сам, это нормально.
Какие игры нужно проводить детям в возрасте 2 3 лет?
Сортировка предметов Одна из самых простых, доступных и эффективных игр для двухлетнего малыша. Верёвочные игры Пазлы Танграм Лабиринты Конструктор Сюжетно-ролевые игры Онлайн-сервис IQsha для гармоничного развития детей от 2 до 11 лет
Чем занять ребенка в 2 3 года?
Игра в мяч Боулинг Рыбалка Лепка пластилином или кинетическим песком Раскраска и рисование Коллекция магнитов Прищепки Игра с геометрическими фигурами
Сколько нужно играть с ребенком в 2 года?
2-3-летний возраст считается переходным, от модели поведения раннего возраста к проявлению своего «Я». Очень эмоциональный, малыш еще с трудом задерживает внимание на одном, но, если ему интересно, он может увлеченно заниматься в течение 15-20 минут. Используйте это время с пользой!