Пн-Пт 8:00 до 18:00, Сб 9:00 до 15:00

Учим ребенка 2-3 лет играть самостоятельно

Умение ребенка самостоятельно играть – показатель правильного развития, созревания мозга, взросления. В возрасте 3 лет малыш способен провести в среднем 40-60 минут за игрой без вовлечения в нее окружающих.

Почему важно научить ребенка играть самостоятельно, даже если члены семьи или няня способны уделять малышу внимание на протяжении всего дня? Умение занять себя игрой, самостоятельно найти развлечение, свидетельствует о личностном росте ребенка, это значимый этап формирования характера.

В процессе самостоятельной игры у малыша развивается:

  • умение логически выстраивать процесс – одни действия влекут за собой другие по ходу развития сюжета игры (чтобы покормить куклу, следует приготовить еду, накрыть на стол);
  • инициативность – постоянно приходится решать игровые задачи (если на пути машинки возникло препятствие, требуется придумать способ преодоления);
  • настойчивость и терпение – желаемого результата не всегда удается достичь с первого раза (неустойчивая башенка из кубиков падает, фрагменты паззлов не сразу находят свои места).

Малыш, играющий активно и с удовольствием, пребывает в хорошем настроении, что позитивно сказывается на здоровье и психологическом состоянии. В процессе самостоятельной игры мозг ребёнка создает новые нейронные связи, что важно для развития. Умение сосредотачиваться на игре в дальнейшем поможет ребенку концентрироваться на чтении, учебе.

Причины нежелания малыша играть одному

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок 2-3 лет отказывается играть самостоятельно, не умеет и не хочет занять себя, требует постоянного внимания.

Такая проблема возникает, если малыш испытывает дефицит внимания со стороны родных. Занятая своими делами мама практически не общается с малышом, хотя он постоянно при ней. Попытки оставить ребенка наедине с игрушками приводят к конфликтам, так как он воспринимает это как еще один шаг к отдалению.

Важно ликвидировать дефицит тепла, прежде чем приучать малыша играть самостоятельно. Хотя бы на полчаса в день ребенок должен получать маму «в безраздельное пользование» — ему требуется телесный контакт («обнимашки», почесывание спинки, игровой массаж «рельсы-рельсы» и т.д.). Ощущение любви и внимания дает малышу ресурс для самостоятельного познания мира.

Нежелание самостоятельно играть наблюдается и в семьях, где дети много времени проводят за просмотром мультфильмов и компьютерными игрушками. Ребенок младшего возраста быстро привыкает потреблять визуальную информацию, при этом умение фантазировать не развивается. А самостоятельная игра базируется на фантазии, умении создавать свой мир.

Еще одна причина отказа ребенка играть самому – чрезмерное количество игрушек, в том числе тематических, специализированных.

Результаты исследований, сколько на самом деле ребенку нужно игрушек, читайте здесь.

Готовый гараж или кукольный домик лишает малыша интереса к созиданию, а играть в ролевые игры в 2-3 года он еще не умеет. Стоит спрятать на время часть игрушек, оставив разноплановые (куклы, звери, машинки) и многофункциональные (кубики, конструкторы). Идеи, чем занять ребенка дома читайте по ссылке.

Мнение врачей:

Врачи отмечают, что обучение детей 2-3 лет играть самостоятельно является важным этапом в их развитии. В этом возрасте малыши начинают осознавать себя как отдельные личности и стремятся к независимости. Специалисты подчеркивают, что самостоятельная игра способствует развитию креативности, моторики и социальных навыков.

Педиатры рекомендуют создавать безопасную и стимулирующую игровую среду, где ребенок сможет исследовать и экспериментировать. Игрушки должны быть разнообразными и подходить по возрасту, чтобы поддерживать интерес малыша. Важно также давать ребенку возможность выбирать, чем играть, что способствует формированию уверенности в своих силах.

Кроме того, врачи советуют родителям постепенно уменьшать свое участие в игре, позволяя ребенку самостоятельно решать, как и с кем играть. Это не только развивает самостоятельность, но и помогает формировать навыки решения проблем и взаимодействия с окружающими. В конечном итоге, такие занятия способствуют гармоничному развитию личности ребенка.

https://www.youtube.com/embed/bPZHu7b9xXk

Полезные советы

Ребенку сложно научиться играть самому, особенно если он лишен возможности наблюдать за другими детьми и перенимать их поведение, копировать действия, участвовать в общих играх. Со стороны родителей требуется создать подходящие условия для игровой деятельности малыша и помочь ему научиться себя развлекать.

  1. Позаботьтесь о безопасности. В пределах игрового пространства исключено наличие незащищенных розеток, нагревательных приборов и т.д.
  2. Обращайте внимание малыша на то, что он — хозяин пространства для игр и хранения игрового имущества. Это даст ему ощущение «своего мира» и поможет сформировать ответственность за порядок. (Статья о том, как приучить убирать за собой игрушки)
  3. Дайте в распоряжении малыша разнообразные игрушки, но ограничьте количество предметов. Часть игрушек можно прятать на несколько недель, а затем возвращать – эффект новизны пробуждает интерес. Обязательно обеспечьте ребенку доступ к карандашам и бумаге, конструктору для малышей и т.д. – всему, что позволяет самостоятельно развлекаться.
  4. Участвуйте в играх малыша – ребенок не должен чувствовать, что он один. На первых порах потребуется плотное родительское участие, затем – периодическое. Важно проявлять интерес к тому, чем занят малыш – это поможет быть в курсе дел и настроений, аккуратно направлять деятельность.

Малыш в 2-3 года только учится заниматься осознанной деятельностью на протяжении продолжительного отрезка времени – от 30 минут и более. Родителям необходимо стимулировать его заинтересованность, иначе ребенок быстро бросит игру. С этой целью задавайте наводящие вопросы (куда поедет машинка? что делает зайчик, когда просыпается?), учите искать разные решения головоломок, совместно придумывайте новые игры.

Мотивация и подсказки – важный инструмент в приучении ребенка к самостоятельным играм. Обязательно хвалите за рисунки, поделки, собранные паззлы, постройки из кубиков или конструктора. Подсказывайте, дайте светы, чтобы игра не заходила в тупик – малыш быстро теряет интерес к занятию, если у него что-то не получается.

Приучайте ребенка к ролевым играм: в семью, в водителя и пассажиров, продавца и покупателей, разыгрывайте сюжеты сказок. Малыш, поняв принципы и сюжеты игр, реализует их, используя кукол и мягкие игрушки. Пробуждайте фантазию ребенка – предлагайте ему строить гаражи, домики, магазины из кубиков, конструктора, предметов обихода. Эти навыки помогут малышу быстро освоиться в ролевых играх с другими детьми.

Опыт других людей

Многие родители отмечают, что обучение детей 2-3 лет играть самостоятельно — это важный этап в их развитии. В этом возрасте малыши начинают осознавать себя как независимые личности, и игра становится не только развлечением, но и способом познания мира. Родители делятся, что предоставление ребенку возможности исследовать игрушки и заниматься творчеством без постоянного вмешательства взрослых способствует развитию его креативности и самостоятельности.

Некоторые эксперты подчеркивают, что важно создать безопасную игровую среду, где ребенок сможет свободно экспериментировать. Это помогает формировать уверенность в своих силах и учит решать проблемы. Однако, как замечают многие, важно находить баланс между самостоятельной игрой и совместными занятиями, чтобы поддерживать эмоциональную связь и развивать социальные навыки. В целом, родители согласны, что самостоятельная игра — это ключ к гармоничному развитию ребенка.

Как научить ребенка играть самостоятельноКак научить ребенка играть самостоятельно

Заключение

Чтобы ребенок мог самостоятельно развлекаться, создайте подходящую обстановку. Прежде чем предложить поиграть, убедитесь, что малыш хорошо себя чувствует, не голоден, не перевозбужден.

Если ребенок старше 3 лет отказывается от самостоятельных игр, это повод обратиться к психологу для поиска и устранения причин.

Частые вопросы

Как научить ребёнка играть самостоятельно? Советы детского психолога.Как научить ребёнка играть самостоятельно? Советы детского психолога.

В каком возрасте ребенок начинает играть самостоятельно?

Навык самостоятельной игры формируется у ребенка в 3–4 года. До этого возраста дети в силу особенностей развития не могут играть без участия взрослого, а те, кто может, делают это не дольше 10–15 минут, потом им требуется смена деятельности. То есть, если ваш двухлетка не играет сам, это нормально.

Какие игры нужно проводить детям в возрасте 2 3 лет?

Сортировка предметов Одна из самых простых, доступных и эффективных игр для двухлетнего малыша. Верёвочные игры Пазлы Танграм Лабиринты Конструктор Сюжетно-ролевые игры Онлайн-сервис IQsha для гармоничного развития детей от 2 до 11 лет

Чем занять ребенка в 2 3 года?

Игра в мяч Боулинг Рыбалка Лепка пластилином или кинетическим песком Раскраска и рисование Коллекция магнитов Прищепки Игра с геометрическими фигурами

Сколько нужно играть с ребенком в 2 года?

2-3-летний возраст считается переходным, от модели поведения раннего возраста к проявлению своего «Я». Очень эмоциональный, малыш еще с трудом задерживает внимание на одном, но, если ему интересно, он может увлеченно заниматься в течение 15-20 минут. Используйте это время с пользой!

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации